ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 47RS0004-01-2022-007140-86 |
Дата поступления | 04.10.2022 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления → прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | ~Петрова Наталья Юрьевна |
Дата рассмотрения | 21.02.2023 |
Результат рассмотрения | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству | 04.10.2022 | 11:11 | 04.10.2022 | ||||||
Передача материалов судье | 05.10.2022 | 08:38 | 05.10.2022 | ||||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 06.10.2022 | 19:41 | 07.10.2022 | ||||||
Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству | 06.10.2022 | 19:41 | 07.10.2022 | ||||||
Судебное заседание | 28.11.2022 | 11:00 | Зал № 228 | Отложено | удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств | 07.10.2022 | |||
Судебное заседание | 25.01.2023 | 10:00 | Зал № 228 | Отложено | удовлетворено ходатайство стороны об отложении судебного разбирательства административного дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств | 28.11.2022 | |||
Судебное заседание | 21.02.2023 | 15:00 | Зал № 228 | Вынесено решение по делу | ОТКАЗАНО в удовлетворении административного иска | 25.01.2023 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 30.06.2023 | 23:31 | 24.08.2023 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 25.08.2023 | 14:12 | 25.08.2023 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области | 7842442186 | 1109847015541 | ||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | первый заместитель прокурора Ленинградской области Ломакин Сергей Сергеевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Прокуратура Ленинградской области | 7802015780 | 1037804030175 |
47RS0004-01-2022-007140-86
Дело № 2а-3449/2023 21 февраля 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой Н.Ю.,
при секретаре Юшковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области к прокуратуре Ленинградской области, первому заместителю прокурора Ленинградской области Ломакину Сергею Сергеевичу о признании незаконными решения, представления, действий,
У С Т А Н О В И Л:
Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области обратился первоначально во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными:
- решение о проведении проверки от 28.12.2021 года № 62, вынесенное первым заместителем прокурора Ленинградской области старшим советником юстиции Ломакиным С.С.;
- представление от 18.03.2022 года № 7-62-2022 об устранении нарушений федерального законодательства, внесенное в адрес вице-губернатора Ленинградской области по безопасности по результатам проверки, проведенной на основании решения о проведении проверки от 28.12.2021 года № 62.
В обоснование административных исковых требований указано, что прокуратурой Ленинградской области организована и проведена проверка в отношении Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области (далее по тексту – Комитет) на основании решения о проведении проверки от 28.12.2021 года № 62, вынесенного первым заместителем прокурора Ленинградской области старшим советником юстиции Ломакиным С.С.
28.12.2021 года в адрес Комитета поступило решение о проведении проверки и запрос документов по всем направлениям деятельности Комитета в четвертом квартале 2021 года.
29.12.2021 года в адрес первого заместителя прокурора Ленинградской области Ломакина С.С. направлено письмо Комитета с просьбой предоставить возможность ознакомления с материалами проверки, в том числе, послужившими основанием для проведения проверки в рамках вышеуказанного решения. В связи с непредоставлением прокуратурой возможности ознакомления с вышеназванными сведениями Комитетом повторно направлены письма с аналогичной просьбой от 02.02.2022 года, от 02.03.2022 года, от 03.03.2022 года.
19.04.2022 года Комитету были предоставлены для ознакомления материалы проверки, в которых отсутствовали документы, подтверждающие наличие оснований для проведения проверки.
После окончания проверки прокуратурой Ленинградской области внесено представление от 18.03.2022 года № 7-62-2022 об устранении нарушений федерального законодательства в адрес вице-губернатора Ленинградской области по безопасности Ильина М.В. Кроме того, вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях от 01.03.2022 года в отношении председателя Комитета Тоноян М.Р., от 11.02.2022 года в отношении заместителя председателя Комитета Агаевой Р.Э.
Оспариваемые решения административный истец полагает незаконными, нарушающими права административного истца.
Для проведения проверки на основании решения о проведении проверки от 28.12.2021 года № 62 отсутствовали основания.
Имеющийся в материалах проверки рапорт прокурора отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и экологии Ширяевой А.Е. от 27.12.2021 года не содержит информацию о нарушениях Комитетом закона, которые требовали принятия мер прокурорского реагирования исключительно в форме проведения проверки.
В качестве одного из оснований для проведения проверки указаны процедурные нарушения при производстве по делам об административных правонарушениях со стороны должностных лиц Комитета. Устранение указанных нарушений органу прокуратуры надлежало производить в соответствии с требованиями КоАП РФ. Прокуратурой вносились в адрес Комитета протесты на постановления от 14.12.2021 года о прекращении производства по делам об административных правонарушениях
Содержащиеся в рапорте от 27.12.2021 года сведения о нарушениях, допущенных Комитетом, исходя из существа данных нарушений (при направлении Комитетом обращения, поступившего из прокуратуры Ленинградской области, по подведомственности в Северо-Западное межрегиональное управление Роспотребнадзора, при рассмотрении Комитетом обращения депутата Законодательного собрания Ленинградской области Матвеева А.В.) свидетельствуют об избыточности организации проверки в рассматриваемом случае.
Прокуратура Ленинградской области является неуполномоченным органом при осуществлении надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании. Прокуратура субъекта Российской Федерации в части соблюдения законности в области охраны окружающей среды вправе только координировать деятельность природоохранной прокуратуры и не вправе подменять природоохранную прокуратуру.
Согласно приказу прокуроры Ленинградской области от 18.10.2021 года № 166 осуществление надзора за исполнением законодательства в экологической сфере относится к исключительной компетенции Ленинградской межрайонной природоохранной прокуратуры.
Согласно решению о проведении проверки от 28.12.2021 года № 62 проверка подлежала окончанию 26.01.2022 года, решение о продлении сроков проведения проверки в адрес Комитета не поступало. Вместе с тем письмами прокуратуры Ленинградской области от 28.01.2022 года, от 31.01.2022 года, орган прокуратуры просил председателя Комитета Тоноян М.Р. явиться для дачи объяснений по поводу нарушений закона, допущенных при рассмотрении обращений. Правовые основания для направления указанных требований в адрес Комитета отсутствовали.
Прокуратурой Ленинградской области чинились препятствия представителю Комитета в ознакомлении с материалами проверки. Надлежащим образом уполномоченному представителю Комитета не были предоставлены для ознакомления материалы проверки. Представленные для ознакомления материалы проверки были не прошиты, не пронумерованы. Рапорт изначально в материалах проверки отсутствовал.
Прокуратурой Ленинградской области при проведении проверки запрашивались документы, не относящиеся к предмету проведения проверки.
В решении о проведении проверки отсутствует указание на конкретные основания проведения проверки, не содержится сведений о фактах нарушения законов Комитетом, требующих принятия мер прокурорского реагирования. Фактически прокуратурой Ленинградской области проведена комплексная проверка деятельности Комитета в 2021 году.
В ходе проведения проверки ответ на запрос Комитета об ознакомлении с материалами проверки направлен физическому лицу Шарлай И.В. с изложением сведений, касающихся хода проверки и вызова председателя Комитета в прокуратуру.
В представлении прокуратуры Ленинградской области не указаны правовые основания внесения представления в адрес вице-губернатора Ленинградской области по безопасности, а также его полномочия по устранению допущенных должностными лицами Комитета нарушений федерального законодательства. В представлении не указано, какие конкретные меры должны быть приняты к устранению нарушений закона.
Незаконные действия прокуратуры Ленинградской области в ходе проверки временно лишили возможности должностных лиц Комитета исполнять свои прямые должностные обязанности в связи с необходимостью исполнять требования прокуратуры по созданию копий существенного объема запрашиваемых документов, а также являться в прокуратуру для дачи объяснений.
Незаконные действия прокуратуры Ленинградской области в ходе проверки повлекли нецелесообразность расходования средств областного бюджета на бумагу и картриджи, неэффективное использование рабочего времени, трудовых затрат.
Доводы представления от 18.03.2022 года № 7-62-2022 сводятся к понуждению должностных лиц Комитета к нарушению требований Федерального закона от 31.07.2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и КоАП РФ.
Административный истец просил о восстановлении пропущенного срока обращения в суд, указав, что возможность ознакомиться с материалами проверки была предоставлена Комитету 19.04.2022 года. Последнее требование прокуратуры о предоставлении документов датировано 24.01.2022 года.
Определением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 05.08.2022 года дело передано для рассмотрения по подсудности в Приморский районный суд Санкт-Петербурга (л.д. 159-161).
Представитель административного истца Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области к прокуратуре Ленинградской области Митрофан А.К., действующий на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, в судебное заседание явился, заявил об уточнении административных исковых требований в порядке ст. 46 КАС РФ, в соответствии с которым просил признать незаконными:
- решение о проведении проверки от 28.12.2021 года № 62, вынесенное первым заместителем прокурора Ленинградской области старшим советником юстиции Ломакиным С.С., а также действия прокуратуры Ленинградской области в рамках указанной проверки, выразившиеся в направлении запросов и требований от 28.12.2021 года № 7-58-2021 (вх. К-06-781/2021 от 28.12.2021 года), от 11.01.2022 года № 7-58-2021 (вх. К-06-24/2022 от 12.01.2022 года), от 24.01.2022 года № 7-62/2022 (вх. К-06-69/2022 от 24.01.2022 года);
- представление от 18.03.2022 года № 7-62-2022 об устранении нарушений федерального законодательства, внесенное в адрес вице-губернатора Ленинградской области по безопасности по результатам проверки, проведенной на основании решения о проведении проверки от 28.12.2021 года № 62.
Административный истец также просил восстановить пропущенный срок обращения в суд (л.д. 224).
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания 21.02.2023 года, уточнение административных исковых требований принято судом к рассмотрению в порядке ст. 46 КАС РФ (л.д. 228-230).
Представитель административного истца требования административного иска поддержал.
Административный ответчик первый заместитель прокурора Ленинградской области Ломакин С.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 222), об отложении судебного заседания не просил.
Представитель административного ответчика прокуратуры Ленинградской области начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ленинградской области Васильева О.С., действующая на основании доверенности, служебного удостоверения, в судебное заседание явилась, против удовлетворения административных исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, в которых указано, что действующее правовое регулирование предусматривает возможность осуществления прокурорского надзора в инициативном порядке с учетом анализа органом прокуратуры всей поступившей информации о нарушении закона.
Осуществление надзора за исполнением действующего законодательства Комитетом является обязанностью прокуратуры области.
Прокуратурой Ленинградской области были выявлены обстоятельства, свидетельствующие о целенаправленных действиях должностных лиц Комитета по освобождению от административной ответственности юридического и должностного лица <данные изъяты>» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.9 КоАП РФ.
Кроме того, установлено, что в ходе ранее проведенной Комитетом проверки в отношении <данные изъяты>» нарушения не были зафиксированы и пресечены, что свидетельствует о ненадлежащем осуществлении Комитетом полномочий по региональному экологическому надзору.
В ходе анализа деятельности Комитета по рассмотрению обращений граждан выявлены нарушения требований Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения депутата Законодательного собрания Ленинградской области Матвеева А.В.
С учетом отмеченных нарушений, на основании рапорта прокурора отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства 28.12.2021 года вынесено решение № 62 о проведении в период с 28.12.2021 года по 26.01.2022 года проверки в отношении Комитета.
Прокуратура Ленинградской области является уполномоченным органом по осуществлению надзора за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользования, в том числе, региональных органов власти. Ленинградская межрайонная природоохранная прокуратура входит в структуру прокуратуры Ленинградской области.
В период проведения проверки в адрес Комитета направлялись требования о предоставлении документов, относящихся к предмету проверки. Установленные в данных требованиях сроки предоставления документов соответствуют закону. На протяжении всего периода проверки работниками Комитета оказывалось противодействие в проведении надзорных мероприятий, выразившееся в затягивании сроков предоставления документов, уклонении от получения вызовов о явке к прокурору для дачи объяснений и возбуждения административных дел.
По результатам проверки выявлены грубые нарушения, выразившиеся в избирательном подходе работников Комитета к привлечению правонарушителей к ответственности, несоблюдении требований Федерального закона от 31.07.2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
В соответствии с п. 20 ст. 20 Устава Ленинградской области, п. 1.6 постановления Губернатора Ленинградской области от 18.03.2019 года № 19-пг заместитель председателя Правительства Ленинградской области является уполномоченным должностным лицом, в адрес которого внесено представление.
Административный истец не наделен правом оспаривания данного представления, поскольку оно адресовано должностному лицу Правительства Ленинградской области, по результатам рассмотрения представления данным должностным лицом дан ответ.
Комитетом пропущен срок обращения в суд, уважительных причин пропуска срока обращения в суд не имеется (л.д. 170-174).
Административным истцом представлены письменные возражения на возражения административного ответчика, где указано, что представление от 18.03.2022 года № 7-62-2022 поступило в Комитет 07.04.2022 года с резолюцией вице-губернатора Ленинградской области по безопасности Ильина М.В. «для организации исполнения» от 06.04.2022 года. Срок обращения в суд должен исчисляться с даты поступления представления в Комитет и даты ознакомления Комитета с материалами прокурорской проверки 19.04.2022 года (л.д. 206-207).
Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, согласно рапорту прокурора отдела управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и экологии прокуратуры Ленинградской области Ширяевой Е.А. от 27.12.2021 года прокуратурой Ленинградской области по поручению Управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка соблюдения <данные изъяты> требований природоохранного законодательства при использовании нарушенных земель лесного фонда для захоронения грунтов, образующихся при строительстве Комплекса переработки этансодержащего газа в пос. Усть-Луга Кингисеппского района.
В ходе проверки выявлены нарушения, которые послужили основанием для возбуждения прокуратурой Ленинградской области шести дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.9 КоАП РФ, которые направлены в Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области.
При этом получена информация о вмешательстве руководства Комитета в деятельность должностного лица, осуществлявшего рассмотрение дел об административных правонарушениях, повлекшем грубое нарушение положений КоАП РФ и освобождение совершивших соответствующие нарушения лиц от административной ответственности.
Кроме того, выявлено ненадлежащее выполнение Комитетом возложенных на него функций государственного надзора (контроля).
Выявлены нарушения требований Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения депутата Законодательного собрания Ленинградской области Матвеева А.В., которое прокуратурой Ленинградской области было направлено для рассмотрения в Комитет. Вместе с тем Комитет перенаправил указанное обращение в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора, что свидетельствует об уклонении Комитета от исполнения возложенных на него функций государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей среды.
Принимая во внимание неоднократный и грубый характер вышеизложенных нарушений предложено рассмотреть вопрос об инициировании внеплановой проверки исполнения Комитетом требований законодательства об охране окружающей среды, порядке рассмотрения обращений граждан, при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях (л.д. 35-37, 176-177).
28.12.2021 года первым заместителем прокурора Ленинградской области Ломакиным С.С. вынесено решение № 62 о проведении в период с 28.12.2021 года по 26.01.2022 года проверки в отношении Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области с предметом проверки – исполнение требований Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ
"Об отходах производства и потребления", Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Федерального закона от 31.07.2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также иных нормативно-правовых актов, принятых во исполнение названных федеральных законов (л.д. 14-15, 178-179).
18.03.2022 года первым заместителем прокурора Ленинградской области Ломакину в адрес вице-губернатора Ленинградской области по безопасности Ильина М.В. было внесено представление № 7-62-2022 об устранении нарушений федерального законодательства, из содержания которого следует, что должностными лицами Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области предоставленные им Федеральным законом от 31.07.2020 года № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" полномочия реализуются ненадлежащим образом, выявлены нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 02.05.2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Причинами выявленных нарушений закона явилось ненадлежащее исполнение должностными лицами Комитета возложенных обязанностей в условиях отсутствия эффективного ведомственного контроля за деятельностью названного органа. Данные нарушения влекут существенное нарушение прав граждан и субъектов предпринимательской деятельности, законных интересов общества и государства.
Представление содержит требования о его рассмотрении с участием прокурора, принятии мер к устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, рассмотрении вопроса о привлечении к ответственности виновных должностных лиц. О дате, времени и месте рассмотрения представления необходимо предварительно уведомить прокуратуру области. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах необходимо сообщить в прокуратуру области в письменной форме в установленный законом срок (л.д. 27-34).
Полагая, что оспариваемые решение, представление являются незаконными и нарушающими права административного истца, 09.06.2022 года (л.д. 4) административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением.
Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с частью 5 статьи 129 Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.
Таким законом является Федеральный закон от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1).
Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.
Осуществляемая прокуратурой Российской Федерации функция надзора за исполнением законов является самостоятельной (обособленной) формой реализации контрольной функции государства, в рамках которой обеспечивается - путем своевременного и оперативного реагирования органов прокуратуры на ставшие известными факты нарушения субъектами права законов различной отраслевой принадлежности - неукоснительное соблюдение Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории России, в том числе теми государственными органами, на которые возложены функции специального (ведомственного) государственного контроля (надзора).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона "О прокуратуре" предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте (ч. 1).
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (ч. 2).
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия (ч. 3).
Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации (ч. 4).
В соответствии с абзацем 3 ч. 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, в том числе вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Исходя из установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что из рапорта прокурора отдела управления по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и экологии прокуратуры Ленинградской области Ширяевой Е.А. от 27.12.2021 года усматривается наличие оснований для проведения прокуратурой Ленинградской области проверки в отношении Комитета. При этом предмет проверки, указанный в решении о проведении поверки, соответствует информации о нарушениях, содержащейся в указанном рапорте.
Комитет 28.12.2021 года был уведомлен прокуратурой о проведении проверки, что следует из административного искового заявления, в котором указано, что 28.12.2021 года в адрес Комитета поступило решение о проведении проверки и запрос документов по всем направлениям деятельности Комитета в четвертом квартале 2021 года (л.д. 4).
Доказательств нарушения прокуратурой Ленинградской области установленного срока проведения проверки в отношении Комитета материалы дела не содержат.
Вынесение прокурором оспариваемого представления 18.03.2022 года, то есть, за пределами установленного решением срока проверки, не влечет незаконность представления, так как представление вынесено после окончания проверки, на основании полученных в ходе ее проведения сведений.
Судом отклоняется довод административного истца об отсутствии у прокуратуры Ленинградской области полномочий на проведение проверки в отношении Комитета.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
В силу пункта 2.3 Приказа Генпрокуратуры России от 07.05.2008 года № 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур" природоохранным прокурорам (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации предоставлены полномочия осуществлять, в частности, надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам.
В соответствии с п. 2 указанного Приказа прокурорам субъектов Российской Федерации надлежит принимать необходимые меры по руководству и обеспечению деятельности подчиненных прокуроров специализированных прокуратур (на правах районных): по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах (за исключением прокуратуры комплекса "Байконур"), по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, природоохранных прокуратур.
Исходя из изложенного, поскольку в предмет проверки входило исполнение Комитетом не только Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Лесного кодекса Российской Федерации, но и иных указанных в решении от 28.12.2021 года № 62 федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов, принятых во исполнение названных федеральных законов, суд приходит к выводу о том, что у прокуратуры Ленинградской области имелись полномочия на проведение проверки в отношении Комитета в соответствии с вышеназванным предметом проверки.
В соответствии с п. 20 ст. 20 Закона Ленинградской области от 27.10.1994 года N 6-оз "Устав Ленинградской области" губернатор Ленинградской области утверждает внутреннюю структуру и штатные расписания исполнительных органов Ленинградской области.
Согласно п. 1.6 Постановления Губернатора Ленинградской области от 18.03.2019 N 19-пг "О полномочиях вице-губернаторов Ленинградской области, правах и обязанностях членов Правительства Ленинградской области", действовавшего в период спорных правоотношений, заместитель Председателя Правительства Ленинградской области по безопасности отвечает за решение вопросов осуществления регионального государственного экологического надзора, переданных полномочий по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением мероприятий по контролю в лесах (патрулирования); курирует Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Комитете государственного экологического надзора Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 27.05.2014 года № 192, Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области (далее - Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора), регионального государственного геологического контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного контроля (надзора).
Согласно п. 4.1 указанного Положения Комитет возглавляет председатель Комитета, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Губернатором Ленинградской области.
Председатель Комитета назначается на должность по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 4.2 названного Положения председатель Комитета подчиняется Губернатору Ленинградской области и вице-губернатору Ленинградской области, курирующему Комитет.
Согласно п. 4.3 указанного Положения председатель Комитета обеспечивает осуществление Комитетом полномочий и функций, исполнение постановлений и распоряжений Губернатора Ленинградской области, постановлений и распоряжений Правительства Ленинградской области, указаний и поручений Губернатора Ленинградской области, а также вице-губернатора Ленинградской области, курирующего Комитет; выполняет обязанности, обусловленные поручениями Губернатора Ленинградской области и вице-губернатора Ленинградской области, курирующего Комитет, федеральным законодательством и областным законодательством.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление внесено уполномоченному должностному лицу - вице-губернатору Ленинградской области по безопасности, который курирует Комитет, вправе давать председателю Комитета обязательные к исполнению указания и поручения.
Вместе с тем судом отклоняется довод административного ответчика прокуратуры Ленинградской области о том, что административный истец не обладает правом на обжалование представления от 18.03.2022 года № 7-62-2022.
В данном представлении указано, что должностными лицами Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области предоставленные им законом полномочия реализуются ненадлежащим образом, выявлены нарушения требований закона при осуществлении Комитетом деятельности. Таким образом, данное представление непосредственно затрагивает права Комитета, в силу чего Комитет имеет право на оспаривание указанного представления.
Судом отклоняются доводы административного истца о том, что устранение процедурных нарушений при производстве по делам об административных правонарушениях со стороны должностных лиц Комитета органу прокуратуры надлежало производить в соответствии с требованиями КоАП РФ, организация проверки является избыточной исходя из существа нарушений, связанных с рассмотрением Комитетом обращений.
При этом суд исходит из того, что выбор конкретных мер прокурорского реагирования, если имеются к тому основания, равно как и отказ в принятии этих мер, относится к усмотрению органов прокуратуры.
Довод административного истца о том, что в ходе проведения проверки ответ на запрос Комитета об ознакомлении с материалами проверки направлен физическому лицу Шарлай И.В. с изложением сведений, касающихся хода проверки и вызова председателя Комитета в прокуратуру, не свидетельствует о незаконности решения о проведении проверки, представления, а также действий прокуратуры по направлению в адрес Комитета требований от 28.12.2021 года, от 11.01.2022 года, от 24.01.2022 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок, контрольных (надзорных) мероприятий по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33 и 39.1 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (ч. 1).
Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
В случае, если проверяемый орган (организация) в течение срока, установленного в соответствии с первым предложением абзаца первого настоящего пункта для представления запрашиваемых статистической и иной информации, документов и материалов или их копий, уведомляет прокурора в письменной форме с изложением объективных причин о невозможности представления указанных информации, документов, материалов или их копий в установленный срок, прокурор принимает решение об установлении нового срока для их представления (ч. 2).
Прокурор не вправе требовать у органа (организации):
информацию, документы и материалы или их копии в рамках проведения проверки, не обусловленные целями указанной проверки и (или) не относящиеся к предмету указанной проверки;
информацию, документы и материалы или их копии, которые передавались органам прокуратуры в связи с ранее проведенной проверкой либо которые официально опубликованы в средствах массовой информации или размещены на официальном сайте органа (официальном сайте организации, создание которого предусмотрено ее учредительными документами) (далее - официальный сайт органа (организации) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (ч. 2.3)
Согласно уточенным требованиям административного иска административный истец просил признать незаконными действия прокуратуры Ленинградской области в рамках указанной проверки, выразившиеся в направлении запросов и требований от 28.12.2021 года № 7-58-2021 (вх. К-06-781/2021 от 28.12.2021 года), от 11.01.2022 года № 7-58-2021 (вх. К-06-24/2022 от 12.01.2022 года), от 24.01.2022 года № 7-62/2022 (вх. К-06-69/2022 от 24.01.2022 года).
Так, согласно письму прокуратуры Ленинградской области от 28.12.2021 года № 7-58-2021, адресованному председателю Комитета, указано о принятии первым заместителем прокурора Ленинградской области решения от 28.12.2021 года № 62 о проведении проверки исполнения Комитетом требований законодательства об охране окружающей среды, в том числе, при реализации полномочий государственного экологического контроля (надзора), государственного лесного контроля (надзора), законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, а также требований законодательства при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях.
Начало проверки и выезд работников прокуратуры области в Комитет запланированы на 14 часов 00 минут 28.12.2021 года. Указано на необходимость подготовки к указанному времени для непосредственного изучения работниками прокуратуры следующих документов: материалов дел об административных правонарушениях, возбужденных сотрудниками Комитета, а также рассмотренных Комитетом в 4 квартале 2021 года; материалов дел об административных правонарушениях, находящихся в производстве Комитета по настоящее время; материалов, связанных с рассмотрением обращений, поступивших в Комитет в 4 квартале 2021 года, а также материалов всех обращений о нарушениях природоохранного законодательства на территории Усть-Лужского сельского поселения Кингисеппского района Ленинградской области, поступивших в Комитет в 2021 году; обращений Всеволожской городской прокуратуры от 20.10.2021 года № 07-12-2021, от 21.10.2021 года № К-06-609/2021, зарегистрированных в Комитете, а также всех материалов проверок по указанным обращениям. Кроме того, содержится просьба сформировать перечень обращений, поступивших в Комитет в 4 квартале 2021 года, с указанием даты их регистрации (л.д. 62-63).
Согласно письму прокуратуры Ленинградской области от 11.01.2022 года № 7-58-2021, адресованному председателю Комитета, указано о проведении проверки в отношении Комитета на основании решения первого заместителя прокурора Ленинградской области от 28.12.2021 года № 62 о проведении проверки, необходимости представить к 12 ч. 00 мин. 14.01.2022 года в прокуратуру области документы и сведения, заверенные надлежащим образом: реестр всех обращений, поступивших в Комитет в период с 01.10.2021 года по 31.12.2021 года, копии всех поступивших за период с 01.11.2021 года по 31.12.2021 года в Комитет обращений и ответов на них с приложением документов, подтверждающих их фактическое направление заявителям, копии штатного расписания сотрудников Комитета, действовавшего в период с 01.11.2021 года по 31.12.2021 года, копии должностных инструкций сотрудников Комитета, уполномоченных на подписание ответов на обращения, а также всех сотрудников отдела канцелярии и делопроизводства Комитета, сведения обо всех используемых Комитетом источниках получения информации и документов, посредством которых осуществляется прием и регистрация входящих и исходящих документов (обращений), сведения обо всех автоматизированных информационных системах документооборота, используемых Комитетом в целях регистрации входящей и исходящей корреспонденции, а также направления документов посредством электронно-цифровой связи, с приложением копий инструкций по порядку использования (эксплуатации) данных систем; копии материалов плановых и внеплановых проверок, проведенных Комитетом в 2021 году в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также сведения об устранении выявленных нарушений, в том числе, об уплате штрафов; реестр дел об административных правонарушениях, возбужденных Комитетом в 4 квартале 2021 года; копии дел об административных правонарушениях, совершенных на территории Кингисеппского района, и рассмотренных Комитетом в 4 квартале 2021 года; копии рассмотренных административных дел в 4 квартале 2021 года, с приложением всех процессуальных документов и решений, вынесенных, в том числе, Комитетом; копии административных дел направленных прокуратурой области для рассмотрения в Комитет в 2021 году, с приложением всех процессуальных документов, вынесенных, в том числе, Комитетом; копии локальных нормативных актов, регламентирующих деятельность Комитета в сфере рассмотрения обращений (л.д. 64-65).
Согласно письму прокуратуры Ленинградской области от 24.01.2022 года № 7-62-2022, адресованному председателю Комитета, указано о проведении проверки в отношении Комитета на основании решения первого заместителя прокурора Ленинградской области от 28.12.2021 года № 62 о проведении проверки, необходимости представить к 11 ч. 00 мин. 26.01.2022 года в прокуратуру области сшитые и пронумерованные копии всех материалов проверок в отношении 13 указанных в письме обращений (л.д. 66-67).
Исходя из содержания указанных писем, суд приходит к выводу о том, что указанные в них требования прокурора о предоставлении документов соответствуют предмету проверки. Оснований для признания незаконными действий по направлению в адрес Комитета указанных требований суд не усматривает.
Представление об устранении нарушений закона является одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона.
По смыслу позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы, должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление является обоснованным, не противоречит действующему законодательству, вынесено после проведения проверки в связи с выявленными нарушениями законодательства.
Оснований для признания незаконным оспариваемого представления по доводам административного искового заявления у суда не имеется.
Кроме того, согласно письму вице-губернатора Ленинградской области по безопасности от 04.05.2022 года № ИМ-254/2022 представление первого заместителя прокурора Ленинградской области от 18.03.2022 года № 7-62-2022 рассмотрено с участием начальника отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики и экологии прокуратуры Ленинградской области, кроме того, указано о принятых мерах в целях недопущения нарушений федеральных законов № 248-ФЗ, № 59-ФЗ, а также КоАП РФ (л.д. 180-195).
Согласно ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1).
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 7).
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).
Суд находит пропущенным срок обращения в суд с требованиями административного иска о признании незаконными решения о проведении проверки от 28.12.2021 года № 62, действий, выразившиеся в направлении запросов и требований от 28.12.2021 года № 7-58-2021 (вх. К-06-781/2021 от 28.12.2021 года), от 11.01.2022 года № 7-58-2021 (вх. К-06-24/2022 от 12.01.2022 года), от 24.01.2022 года № 7-62/2022 (вх. К-06-69/2022 от 24.01.2022 года).
О решении о проведении проверки административному истцу стало известно 28.12.2021 года, о чем указано в административном исковом заявлении (л.д. 4).
Оспариваемые запросы прокуратуры согласно указанным административным истцом входящим номерам были получены Комитетом соответственно 28.12.2021 года, 11.01.2022 года, 24.01.2022 года.
Административное исковое заявление направлено в суд 09.06.2022 года (л.д. 4).
Доводов, которые могли бы свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока обращения в суд, административным истцом не приведено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования административного иска подлежат отклонению по причине отсутствия совокупности условий для их удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 62, 84, 150, 177-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
В окончательной форме решение принято 30 июня 2023 г.
Судья Н.Ю.Петрова
