ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 78RS0019-01-2022-010212-67 |
Дата поступления | 14.07.2022 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления → прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления) |
Судья | ~Петрова Наталья Юрьевна |
Дата рассмотрения | 13.12.2022 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 14.07.2022 | 16:42 | 14.07.2022 | ||||||
Передача материалов судье | 14.07.2022 | 18:00 | 03.08.2022 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 01.08.2022 | 20:01 | Административное исковое заявление принято к производству | 12.08.2022 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 01.08.2022 | 20:02 | 12.08.2022 | ||||||
Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания | 01.08.2022 | 20:03 | 12.08.2022 | ||||||
Предварительное судебное заседание | 20.10.2022 | 11:30 | Зал № 228 | Рассмотрение дела начато с начала | вступление в дело соистцов/соответчиков | 12.08.2022 | |||
Судебное заседание | 13.12.2022 | 16:30 | Зал № 228 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 21.10.2022 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 31.03.2023 | 23:58 | 11.04.2023 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 12.04.2023 | 15:06 | 12.04.2023 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Барсуков Данил Юрьевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Призывная комиссия МО МО Коломяги | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФКУ «Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга» |
78RS0019-01-2022-010212-67
Дело № 2а-12510/2022 13 декабря 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой Н.Ю.,
при секретаре Юшковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Барсукова Данила Юрьевича к Призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования муниципальный округ «Коломяги» Приморского района Санкт-Петербурга, ФКУ «Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга» о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Барсуков Д.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, просил признать незаконным решение призывной комиссии от 12.05.2022 года о призыве на военную службу.
В обоснование заявленных требований указано, что административному истцу была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в <данные изъяты>». Решение о призыве на военную службу было принято в период действия указанной отсрочки от призыва на военную службу, что, по мнению административного истца, является незаконным.
Кроме того, при прохождении медицинского освидетельствования в весенний период 2022 года административным истцом были заявлены жалобы в связи с имеющимся у него заболеванием - <данные изъяты>. В связи с данным заболеванием административный истец наблюдается в <данные изъяты>». Направлений на дополнительное обследование в связи с имеющимся у Барсукова Д.Ю. заболеванием ему не выдавалось.
Административный истец подлежал освобождению от призыва на военную службу на основании п. «в» ст. 43 Расписания болезней - Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Административный истец Барсуков Д.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 40-43), об отложении судебного заседания не просил.
Представитель административного истца адвокат Куканов И.Д., действующий на основании ордера, доверенности, в судебное заседание явился, требования административного иска поддержал.
Административные ответчики призывная комиссия МО МО Коломяги Приморского района Санкт-Петербурга, ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" в лице представителя Вознесенской О.Р., действующей на основании соответствующих доверенностей, диплома о высшем юридическом образовании, в судебное заседание явились, представитель административных ответчиков против удовлетворения иска возражала.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Основания и порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих урегулированы главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу ст. 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования, гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию. Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
На основании пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п. 6 Положения).
В соответствии с пунктами 7 и 8 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 240 и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 168 от 23 мая 2001 года, подлежащей применению к спорным правоотношениям, не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок); электрокардиографическое исследование.
В день обследования проводится измерение роста и массы тела. Сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в разделе II учетной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
В соответствии с пунктом 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
Как следует из материалов дела, Барсуков Д.Ю., ДД.ММ.ГГГГ г.р., принят на воинский учет ДД.ММ.ГГГГ года, с ДД.ММ.ГГГГ года состоит на воинском учете в военном комиссариате Приморского района города Санкт-Петербурга (л.д. 33, 36).
В ходе медицинского освидетельствования в весенний призыв 2022 года Барсуков Д.Ю. был осмотрен врачами-специалистами, были измерены рост, вес призывника (л.д. 23).
По результатам медицинского освидетельствования в весенний призыв 2022 года административному истцу установлен диагноз – <данные изъяты> на основании п. «д» ст. 68, п. «б» ст. 47 графы 1 Расписания болезней - Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, административному истцу установлена категория годности – Б-3" - годен к военной службе с незначительными ограничениями (л.д. 23, 26, 31).
07.04.2022 года Барсуков Д.Ю. был направлен на обследование в <данные изъяты>» для оформления подробной выписки из медицинской амбулаторной карты с указанием всех дат посещений, диагнозов, назначенного лечения и исходов заболеваний в хронологическом порядке (л.д. 24).
Согласно выписке от 21.04.2022 года из амбулаторной карты административного истца из <данные изъяты> сведений о наличии у административного истца <данные изъяты> не имеется (л.д. 25).
Согласно статье 43 пункт «в» графы 1 Расписания болезней - Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, гипертоническая болезнь с незначительным нарушением и без нарушения функции "органов-мишеней" является основанием для установления призывнику категории годности к военной службе "В" - ограниченно годен к военной службе.
В данной статье указано, что при наличии синдрома повышенного артериального давления, тесно связанного с наличием вегетативных расстройств (гипергидроз кистей рук, "красный" стойкий дермографизм, лабильность пульса и артериального давления при перемене положения тела и др.), освидетельствование проводится на основании статьи 47 расписания болезней.
Наличие гипертонической болезни у лиц, освидетельствуемых по графам I, II расписания болезней, должно быть подтверждено обследованием в стационарных условиях и результатами документально подтвержденного предыдущего диспансерного наблюдения в течение не менее 6 месяцев с обязательным неоднократным выполнением суточного мониторирования артериального давления.
Обязательным условием для применения статьи 43 графы 1 Расписания болезней является подтверждение диагноза «<данные изъяты>» в стационарных условиях.
Вместе с тем доказательств того, что в отношении административного истца осуществлялось диспансерное наблюдение в течение не менее шести месяцев, а также неоднократное выполнение суточного мониторирования артериального давления в связи с заболеванием – <данные изъяты>, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах не имелось оснований для направления административного истца на дополнительное медицинское обследование в связи с заболеванием – <данные изъяты> в весенний призыв 2022 года.
Доказательств того, что у административного истца в период весеннего призыва 2022 года имелись заболевания, препятствующие призыву на военную службу, в материалы дела не представлено.
Для оценки указанных обстоятельств требуются специальные познания, которыми суд не обладает.
Административный истец не заявил ходатайство о проведении судебно-медицинской или военно-врачебной экспертизы.
В силу подпункта "а" пункта 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся в образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;
образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:
программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;
программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;
программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.
Согласно пункту 17 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663, при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Согласно имеющейся в личном деле призывника справке <данные изъяты>» от 06.09.2021 года № № Барсуков Д.Ю. обучается на четвертом курсе по очной форме обучения по направлению подготовки (специальности) «<данные изъяты>, окончание обучения – ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 35).
На основании пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Барсукову Д.Ю. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на срок до 30 июня 2022 года решением призывной комиссии от 13.05.2020 года, оформленным протоколом № 2 (л.д. 36).
Из справки от 24.05.2022 года № №, выданной <данные изъяты>, усматривается, что Барсуков Д.Ю. обучается на четвертом курсе по очной форме обучения по направлению подготовки (специальности) <данные изъяты>, окончание обучения – ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 9).
Решением призывной комиссии от 12.05.2022 года, оформленным протоколом № 6, административный истец призван на военную службу (л.д. 32).
Вместе с тем представленная призывной комиссии справка о прохождении Барсуковым Д.Ю. обучения в образовательном учреждении по очной форме <данные изъяты> подтверждает право административного истца на отсрочку от призыва на военную службу, в связи с чем призывная комиссия не имела права призывать Барсукова Д.Ю. на военную службу в период его обучения в указанном учебном заведении.
В соответствии с п. 18 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 года № 663, контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на начальника отдела (муниципального), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на отдел (муниципальный) и соответствующие медицинские организации.
Таким образом, исходя из отсутствия сведений об отчислении Барсукова Д.Ю. из <данные изъяты>», а также того обстоятельства, что на момент принятия оспариваемого решения срок освоения административным истцом основной образовательной программы не истек, суд приходит выводу о том, что у призывной комиссии отсутствовали правовые основания для принятия в отношении Барсукова Д.Ю. оспариваемого решения.
Суд приходит к выводу о том, что решение призывной комиссии от 12.05.2022 года о призыве на военную службу является незаконным и нарушающим права административного истца.
В порядке ст. 111 КАС РФ с ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" в пользу административного истца следует взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей (л.д. 10).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 62, 84, 150, 177-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии муниципального образования муниципальный округ Коломяги Приморского района Санкт-Петербурга от 12 мая 2022 года, оформленное протоколом № 6, о призыве Барсукова Данила Юрьевича на военную службу.
Взыскать с ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" в пользу Барсукова Данила Юрьевича расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
Мотивированное решение суда изготовлено 31 марта 2023 года.
Судья Н.Ю. Петрова
