ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 78RS0019-01-2022-007380-27 |
Дата поступления | 18.05.2022 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления → прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | ~Петрова Наталья Юрьевна |
Дата рассмотрения | 15.09.2022 |
Результат рассмотрения | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Признак рассмотрения дела | Рассмотрено единолично судьей |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Регистрация административного искового заявления | 18.05.2022 | 17:03 | 18.05.2022 | ||||||
Передача материалов судье | 19.05.2022 | 11:07 | 19.05.2022 | ||||||
Решение вопроса о принятии к производству | 23.05.2022 | 09:00 | Административное исковое заявление принято к производству | 25.05.2022 | |||||
Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству | 23.05.2022 | 09:01 | 25.05.2022 | ||||||
Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания | 23.05.2022 | 09:02 | 25.05.2022 | ||||||
Предварительное судебное заседание | 20.06.2022 | 14:00 | Зал № 228 | Рассмотрение дела начато с начала | вступление/привлечение заинтересованного лица | 25.05.2022 | |||
Судебное заседание | 15.09.2022 | 14:00 | Зал № 228 | Вынесено решение по делу | Административный иск УДОВЛЕТВОРЕН | 20.06.2022 | |||
Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме | 31.01.2023 | 23:24 | 06.03.2023 | ||||||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 06.03.2023 | 11:59 | 06.03.2023 |
СТОРОНЫ ПО ДЕЛУ (ТРЕТЬИ ЛИЦА) | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | врач-терапевт Военного комиссариата Приморского района г. Санкт-Петербурга Центра военно-врачебной экспертизы ФКУ «Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга» Бесеганич Александр Юрьевич | ||||||||
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ | Куканов Игорь Дмитриевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Призывная комиссия муниципального образования муниципальный округ "Комендантский аэродром" Приморского района Санкт-Петербурга | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Руденко Александр Александрович | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФКУ "Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга" |
78RS0019-01-2022-007380-27
Дело № 2а-10142/2022 15 сентября 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петровой Н.Ю.,
при секретаре Юшковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Руденко Александра Александровича к Призывной комиссии, осуществляющей призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования муниципальный округ Комендантский аэродром Приморского района Санкт-Петербурга, ФКУ «Военный комиссариат города Санкт-Петербурга» о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Руденко А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, просил признать незаконным решение призывной комиссии муниципального образования муниципальный округ Комендантский аэродром от 08.04.2022 года о призыве на военную службу.
В обоснование заявленных требований указано, что решением призывной комиссии муниципального образования муниципальный округ Комендантский аэродром от 08.04.2022 года административный истец был призван на военную службу.
С оспариваемым решением административный истец не согласен, считает его незаконным, оспариваемое решение принято с существенным нарушением порядка принятия, установленного действующим законодательством.
У врачей, осуществлявших медицинское освидетельствование в весенний призыв 2022 года, и у призывной комиссии отсутствовали сведения о здоровье административного истца, составляющие установленный законом минимум.
Диагностические мероприятия в отношении административного истца не проводились в течение 30 дней до медицинского освидетельствования. Врачи-специалисты не имели права освидетельствовать административного истца 08.04.2022 года.
Административный истец Руденко А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 41-44), об отложении судебного заседания не просил.
Представитель административного истца адвокат Куканов И.Д., действующий на основании ордера, доверенности, в судебное заседание явился, требования административного иска поддержал.
Административные ответчики призывная комиссия, осуществляющая призыв на военную службу граждан Российской Федерации, проживающих на территории внутригородского муниципального образования муниципальный округ Комендантский аэродром Приморского района Санкт-Петербурга, ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" в лице представителя Вознесенской О.Р., действующей на основании соответствующих доверенностей, диплома о высшем юридическом образовании, в судебное заседание явились, представитель административных ответчиков против удовлетворения иска возражала по доводам отзыва на административное исковое заявление, в котором указано, что административный истец отсутствует в списках диспансерного учета, переданных из <данные изъяты> в связи с наличием какого-либо заболевания.
Направления на обязательные диагностические исследования выданы 02.03.2022 года, о чем имеется подпись административного истца. Административный истец имел возможность выполнить обязательные диагностические исследования (л.д. 43-44).
Заинтересованное лицо врач-терапевт Военного комиссариата Приморского района г. Санкт-Петербурга Центра военно-врачебной экспертизы ФКУ «Военный комиссариат г. Санкт-Петербурга» Бесеганич А. Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 45, 46), об отложении судебного заседания не просил.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Основания и порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих урегулированы главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:
- воинский учет;
- обязательную подготовку к военной службе;
- призыв на военную службу;
- прохождение военной службы по призыву;
- пребывание в запасе;
- призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу ст. 5.1 указанного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования, гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, организация медицинского освидетельствования при призыве граждан на военную службу возлагается на призывную комиссию. Призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
На основании пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, при освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (п. 6 Положения).
В соответствии с пунктами 7 и 8 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 240 и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 168 от 23 мая 2001 года, не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); анализ мочи (удельный вес, белок); электрокардиографическое исследование.
В день обследования проводится измерение роста и массы тела. Сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в разделе II учетной карты призывника и в карту медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу.
В соответствии с пунктом 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.
Как следует из материалов дела, Руденко А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., был принят на воинский учет ДД.ММ.ГГГГ года в военном комиссариате Приморского района города Санкт-Петербурга (л.д. 33, оборот).
В ходе медицинского освидетельствования в весенний призыв 2022 года Руденко А.А. был осмотрен врачами-специалистами, были измерены рост, вес призывника (л.д. 26, оборот).
Согласно листу медицинского освидетельствования от 14.04.2022 года административному истцу установлен диагноз – <данные изъяты>. На основании п. «д» ст. 66, п. «г» ст. 68 графы 1 Расписания болезней - Приложения к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, административному истцу установлена категория годности – Б-3" - годен к военной службе с незначительными ограничениями (л.д. 27).
Согласно личному делу призывника 02.03.2022 года Руденко А.А. были получены направления на ФЛГ, ЭКГ, анализы крови и мочи (л.д. 25).
Материалами дела подтверждается, что административным истцом были представлены результаты ФЛГ-исследования от 15.02.2022 года, ЭКГ-исследования от 14.02.2022 года, результаты анализов крови, мочи от 16.02.2022 года, 17.02.2022 года, 21.02.2022 года (л.д. 52-57).
По результатам медицинского освидетельствования врачами-специалистами не выявлено у административного истца каких-либо заболеваний, предусмотренных Расписанием болезней, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, позволяющих признать административного истца временно не годным, ограниченного годным к военной службе либо не годным к военной службе.
Решением призывной комиссии от 14.04.2022 года, оформленным протоколом № 2, административный истец призван на военную службу (л.д. 33).
Пунктом 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565, предусмотрено, что до начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи; электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "В" и "С".
Проведение вышеназванных диагностических исследований также предусмотрено пунктом 7 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации N 240 и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 168 от 23 мая 2001 года.
Сведения о результатах флюорографического, лабораторных исследований, а также о профилактических прививках и непереносимости (повышенной чувствительности) медикаментозных средств и других веществ записываются в разделе II учетной карты призывника. Флюорограммы (рентгенограммы), анализы крови, мочи и электрокардиограммы находятся в личном деле призывника до истечения срока его хранения (пункт 8 Инструкции).
Врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе (пункт 9 Инструкции).
Таким образом, вышеприведенные требования нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру проведения медицинского освидетельствования граждан Российской Федерации, подлежащих призыву на военную службу, предусматривают предоставление таким гражданам возможности пройти вышеперечисленные диагностические исследования до их освидетельствования и до принятия решения призывной комиссией об их призыве на военную службу.
Доказательств того, что в период весеннего призыва 2022 года административному истцу выдавались направления для прохождения указанных диагностических исследований, материалы дела не содержат.
Поскольку процедура медицинского освидетельствования призывника в силу пункта 1 статьи 26 Закона "О воинской обязанности и военной службы" включается в процедуру призыва гражданина на военную службу, то указанное нарушение процедуры медицинского освидетельствования, допущенное в отношении административного истца, указывает на нарушение призывной комиссией при принятии оспариваемого решения вышеназванной установленной законодательством процедуры призыва административного истца на военную службу, то есть оспариваемое решение призывной комиссии противоречит вышеназванным нормам законодательства.
Судом отклоняется довод стороны административных ответчиков о том, что административный истец получил направления на анализы 02.03.2022 года под личную роспись, результаты не принес (л.д. 60), поскольку данный довод не влияет на вывод суда о неисполнении призывной комиссией обязанности по выдаче призывнику направлений на обязательные диагностические исследования в рамках соответствующего призыва на военную службу.
При этом суд принимает во внимание, что на воинский учет административный истец принят 13.04.2022 года, то есть направления на обязательные диагностические исследования были выданы административному истцу 02.03.2022 года, до постановки на воинский учет.
То обстоятельство, что отсутствие результатов обязательных диагностических исследований не повлияло на установленную в отношении административного истца категорию годности к военной службе, не влечет признание законным оспариваемого решения и не освобождают призывную комиссию от обязанности соблюдения установленного законодательством порядка призыва граждан на военную службу, в том числе, процедуры проведения медицинского освидетельствования.
Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения требования административного иска.
В порядке ст. 111 КАС РФ с ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" в пользу административного истца следует взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей (л.д. 47).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 14, 62, 84, 150, 177-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение призывной комиссии внутригородского муниципального образования муниципальный округ Комендантский аэродром Приморского района Санкт-Петербурга, оформленное протоколом № 2 от 14.04.2022 года, о призыве на военную службу Руденко Александра Александровича.
Взыскать с ФКУ "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" в пользу Руденко Александра Александровича расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.
Мотивированное решение суда изготовлено 31 января 2023 года.
Судья Н.Ю. Петрова
